Программа правового воспитания

          I. Общие положения.

1.1.Программа правового воспитания дошкольников разработана на основе:

• примерной  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, 2014 г.

•требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

1.2.Нормативно-правовой и документальной основой Программы правового воспитания являются:

•Всеобщая декларация прав человека;

•Конвенция о правах ребенка;

•Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

•Конституция РФ;

•Семейный кодекс РФ;

•Гражданский кодекс РФ;

•Закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”

•Закон РФ "Об образовании"

 

1.3.На основе общего представления о социально-правовых явлениях и путем воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы правосознания в дошкольном возрасте является формирование:

•уважительного отношения к установленным правилам поведения;

•осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;

•понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;

•неприятия насильственных и других незаконных действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;

•ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;

•ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.

 

1.4.Правовое воспитание дошкольников в  МКДОУ № 43 «Рябинушка» предусматривает отношение к ребенку и его родителям (законным представителям) как к партнерам в условиях сотрудничества.

Правовое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности.

 

 

 

I I.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

2.1.Цели:

•формирование основ правового сознания дошкольников

•способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний.

 

2.2.Правовое воспитание дошкольников направлено на формирование основных блоков функциональных компонентов структуры их правосознания:

•логико-нормативного (элементарные знания детей о своих правах и обязанностях);

•эмоционально-образного (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения) ;

•принципиально-волевого, или поведенческого (проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения)

 

2.3.Основные задачи правового воспитания в МКДОУ № 43 «Рябинушка»:

•создание условий для формирования у детей правовой компетентности;

•ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;

•формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;

•воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;

•содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;

•воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;

•создание в д\с правового пространства и условий для повышения квалификации воспитателей в сфере правового воспитания;

•повышение уровня правовой культуры педагогического состава д\с и родителей (законных представителей) детей, ;

•создание условий для организации взаимодействия семьи и д\с по вопросам правового воспитания.

•повышение уровня социально-правовой защищенности детей, как в д\с, так и в семье;

•формирование у родителей (законных представителей) понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав.

•оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности.

 

2.4.Модель организации правового воспитания в  МКДОУ № 43 «Рябинушка» основана на социальном партнерстве детского сада  с родителями (законными представителями),  требует создания условий для повышения уровня правовой культуры всех участников процесса, выстроенного в единую систему, подкрепленного достаточным содержательным и наглядным материалом.

 

III.СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3.1.Основными участниками процесса правового воспитания являются дети, родители (законные представители, педагогический состав образовательного учреждения.

 

3.2. Система взаимодействия:

- организованное обучение;

- совместная деятельность взрослого и ребенка;

- самостоятельная деятельность детей.

3.3.Основными принципами правового воспитания являются систематичность работы по правовому воспитанию, взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

 

3.4.Воспитательно-образовательная работа проводится системно весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

 

3.5.Основной принцип в работе - дать возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. Знания детей закрепляются и пополняются в других формах организации и видах детской деятельности, предусматривается проведение бесед, чтение и обсуждение художественных произведений, проведение игр.

 

3.6.Работа с детьми включает в себя девять фронтальных занятий (НОД) в год, т. е. одно занятие (НОД) в месяц.

Организованная форма обучения  включает в себя:

•Знакомство с правами человека.

•Беседы на этические темы.

•Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.

•Физкультурно-оздоровительная деятельность.

•Изобразительная, трудовая деятельность.

•Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.

•Проблемно-поисковая деятельность.

Самостоятельная деятельность детей включает:

•Работу с литературой.

•Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.

•Разные виды игр.

•Продуктивные виды деятельности.

•Двигательную активность.

 

3.7.Формы работы с детьми:

•Специально организованное занятие (НОД) "О правах играя". Форма занятий – подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.

•Ролевые, театрализованные и дидактические игры.

•Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.

 

3.8.Методы работы с детьми:

•Использование сюжетов хорошо известных сказок, беседа о прочитанном или просмотренном.

•Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя.

•Дидактические игры.

•Наблюдение.

•Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение.

•Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.

•Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.

 

3.9.Формируя у детей элементарные представления о своих правах и свободах, воспитывая уважение и терпимость к другим людям и их правам, педагоги д\с не только дают знания, но и создают условия для их практического применения, вырабатывают у детей коммуникативные умения и навыки, опираясь на ведущие в этом возрасте виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

 

3.10.Основные направления работы педагогического коллектива:

•просвещение;

•диагностика;

•организация;

•контроль;

•профилактика;

•коррекция.

Формы работы с сотрудниками детского сада:

•заседания Совета педагогов;

•консультации;

•семинары – практикумы;

•конкурсы

•коллективные просмотры занятий и совместной деятельности;

•анкетирование, тестирование;

•самообразование по проблеме;

•самоанализ деятельности каждого педагога.

3.11.Работа с родителями.

Формы работы с родителями:

•информационные стенды (наглядная агитация) ;

•тематические выставки;

•родительские собрания;

•индивидуальные и групповые беседы;

•анкетирование, тестирование;

•семинары;

•участие родителей в коллективных делах детского сада.

 

IУ. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

4.1.Для решения поставленных целей и задач правовоспитательную деятельность в ДОУ необходимо осуществлять по четырём  направлениям:

•с педагогическим составом,

•с родителями,

•с детьми,

-укрепление материально – технической базы.

 

4.2.Роль педагога ДОУ заключается не только в формировании у детей элементарных представлений о правилах поведения, правах и обязанностях, но и в создании условий их практического применения, как в образовательном учреждении, так и в семье.

4.3.Правовое воспитание в д\с происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов. Целесообразно использовать виды деятельности, в которых дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить и т. п.

 

V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

5.1.Для педагогов МКДОУ№ 43 «Рябинушка» в результате работы предполагается:

• повышение знаний сотрудниками, детьми и родителями об основных правовых Документов по защите прав ребенка;

•повышение правовой культуры детей и родителей;

• привитие знаний детьми правил здорового образа жизни;

•получение знаний детьми правил о правах, свободах и ответственности;

•форсированность коммуникативных умений и навыков;

•создание воспитательно – образовательной системы в работе с детьми дошкольного возраста по правовому воспитанию;

•создание системы по работе с родителями по правовому воспитанию дошкольников.

 

5.2.В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:

•активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;

•формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;

•позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе;

•обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;

•пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно-образовательные ресурсы