Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №43


"РЯБИНУШКА"

Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №43 "Рябинушка"

Адрес:
3575387, Российская Федерация, Ставропольский край г. Пятигорск ул. Адмиральского, 10-а

Телефон:
8(8793)98-20-90, 8(8793)98-27-53;

e-mail:
[email protected]

Об обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В 2016 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию «О правах инвалидов», что повлекло за собой серьезные изменения в законодательстве. Перед системой образования на сегодняшнем этапе стоит задача по созданию для каждого ребёнка полноценных условий для получения образования, независимо от степени состояния его здоровья. И безусловно, внедрение нового образовательного стандарта для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – это механизм, позволяющий реализовать конституционное право детей с особыми образовательными потребностями на качественное и доступное образование. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. В законе  закреплено и  понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. К обучающимся с ОВЗ относятся такие граждане РФ, как  глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с особенностями психофизического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе дети-инвалиды. В части 5  статьи  41 закона четко указано, что для обучающихся, «нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательное учреждение, может быть также организовано образовательным учреждением на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей)». Эти нормы согласуются  с федеральными законами «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 19 № 181-ФЗ) и  «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст.12 № 122-ФЗ). 
Новый закон «Об образовании в РФ» подтвердил  возможность обучения лиц с ОВЗ и по образовательным программам, адаптированным для них, и по индивидуальным учебным планам.

В ДОУ организованна работа по обучению ребенка на дому. С 2015 года идут занятия с ребенком с ОВЗ Бузанаковой Ладой. С 2016 года началась работа с Мохсини Захрой. В соответствии с учебным планом с детьми проводятся индивидуальные занятия по образовательным областям: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое развитие. В соответствии с диагнозом детей  инициативной группой детского сада была подготовлена  адаптированная образовательная программа  для работы.

Дети (Лада с мамой), Захра с педагогом  посещает музыкальные занятия  с детьми средней  группы. Также для социально – коммуникативного развития (Лада в присутствии матери  самостоятельно ребёнок не передвигается, Захра с педагогом),  общаются с детьми средней группы на  прогулочной площадке.

Дети нуждается в различных приемах коррекционного, психолога – педагогического и логопедического воздействия, также учитывается их индивидуальные личностные особенности.

В работе прослеживаются положительные результаты, педагоги соблюдают принципы индивидуально – дифференцированного подхода в обучении, создают предметно – развивающую среду и все условия для всестороннего развития личности каждого ребенка.

Отчет об индивидуальном обучении на дому ребенка-инвалида Муравского Дмитрия за период с 01.10.2020 г. по 31.05.2021 г.

Пояснительная записка к учебному плану работы педагогических работников МБДОУ № 43 «Рябинушка» города Пятигорска осуществляющих, обучение ребёнка – инвалида на дому в 2019 – 2020 учебном году.

В ДОУ организованна работа по обучению ребенка на дому. С 2015 года идут занятия с ребенком с ОВЗ Бузанаковой Ладой. С 2016 года началась работа с Мохсини Захрой. В соответствии с учебным планом с детьми проводятся индивидуальные занятия по образовательным областям: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое развитие. В соответствии с диагнозом детей  инициативной группой детского сада была подготовлена  адаптированная образовательная программа  для работы.

Дети (Лада с мамой), Захра с педагогом  посещает музыкальные занятия  с детьми средней  группы. Также для социально – коммуникативного развития (Лада в присутствии матери  самостоятельно ребёнок не передвигается, Захра с педагогом),  общаются с детьми средней группы на  прогулочной площадке.

Дети нуждается в различных приемах коррекционного, психолога – педагогического и логопедического воздействия, также учитывается их индивидуальные личностные особенности.

В работе прослеживаются положительные результаты, педагоги соблюдают принципы индивидуально – дифференцированного подхода в обучении, создают предметно – развивающую среду и все условия для всестороннего развития личности каждого ребенка.

ФГОС ОВЗ

Федеральный Закон Российской Федерации от 24.11.1995г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Конвенция ООН о правах инвалидов

План действий по обеспечению введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №528н от 31 июля 2015 г. "Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учрждениями медико-социальной экспертизы, и их форм "

Постановление №26 от 10.07.2015г. Главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15"

Распоряжение Правительства Ставропольского края №327-рп от 16 октября 2015 г. "Об организации работы по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ставропольского края"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Положение о порядке обучения на дому детей-инвалидов по общеобразовательным программам дошкольного образования

Адаптированные образовательные программы

Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах

Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности на 2021-2022 уч.г.

Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для ребенка-инвалида, обучающегося на дому Муравского Дмитрия, 2017 г.р. на 2021-2022 уч.г.

Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи ( с общим недоразвитием речи) на 2018-2022 гг

Аннотация к адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5-7 лет

Примерные адаптивные основные общеобразовательные программы:

Для слабослышащих и позднооглохших детей

Для слепых детей

Для слабовидящих детей

Для детей с тяжелыми нарушениями речи

Для детей в нарушением опорно-двигательного аппарата

Для детей с задержкой психического развития

Для умственно отсталых детей

Для детей с расстройствами аутистического спектра

Организация работы с детьми с ОВЗ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧРЕЖДЕНИИ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья - очень разнородная категория.

В нее входят и дети, имеющие серьезные соматические заболевания, и дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, нарушения интеллекта, расстройства поведения. Каждый малыш в соответствии с «законом об образовании» имеет право на адекватное своим возможностям воспитание и обучение. При расстановке приоритетов в сфере образования одним из самых важных определила курс на сохранение здоровья детей. И на ступени дошкольного детства мы строим свою работу таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье дошкольников.

Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию.

Питание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МБДОУ №43 «Рябинушка» организовано в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими  правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 и в соответствии с Постановлением Главного Санитарного Врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 -15. В учреждении организовано сбалансированное  питание в соответствии с примерным 10-дневным меню, согласованным с Роспотребнадзором.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №528н от 31 июля 2015 г. "Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учрждениями медико-социальной экспертизы, и их форм "

Постановление №26 от 10.07.2015г. Главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15"

Впервые о том, что ребенок нуждается в особых условиях для воспитания и обучения родители узнают очень часто только после обращения на ПМПк (психолого – медико – педагогический консилиум). Именно специалисты ПМПк определяют и дают рекомендации по его дальнейшему воспитанию и обучению. Именно на ПМПк родителям даются первичные рекомендации по обеспечению успешного воспитания в ДОУ.

В МБДОУ № 43 функционирует 2 группы компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи 5 - 6, 6 - 7 лет). Коррекционно - образовательная направленность работы в данных группах обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

В группах для детей с ОНР, ФФНР работа строится в соответствии с Программой обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Филичева Т.Б. Обучение проводится для детей 1 года обучения 5 - 6 лет (старшая логопедическая группа), 2 - й год обучение 6 - 7 лет (подготовительная логопедическая группа). В коррекционных группах работают воспитатель и учитель-логопед.

Также дети с ОВЗ получают образовательные услуги в лого пункте и консультативном пункте в соответствии с программой и годовым планом.

Работа учителя-логопеда в коррекционной группе направлена на:

- развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка

( понимание обращенной речи, обогащение лексического запаса, правильное использование словообразования, словоизменения, согласования и т.д.);

- развитие произносительной стороны речи (обучение правильной артикуляции звуков, ввод их в речь);

- развитие самостоятельной развернутой фразовой речи ( обучение составлению простых предложений, их распространению, составление сложных предложений, объединение предложений в рассказ);

- подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения ( развитие фонематического слуха, анализа и синтеза; запоминание графического образа букв, соотнесение букв и звуков; ориентировка на листе бумаги и т.д.);

Воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми во второй половине дня. Содержание занятий определяет учитель-логопед.

Они включают в себя:

- артикуляционные и пальчиковые упражнения;

- проговаривание слогов, слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом;

- игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов;

- рассматривание сюжетных и предметных картинок, составление рассказов по ним;

различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления.

В течение дня воспитатель следит за речью детей на занятиях и вне их

Коллектив, работающий с детьми с нарушением речи, с большим творческим потенциалом, что позволяет решать самые сложные задачи, составлять авторские разработки, успешно осваивать новые педагогические технологии. Все работники этих групп прошли курсы повышения квалификации.

 

 

 

Back to Top