Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №43


"РЯБИНУШКА"

Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №43 "Рябинушка"

Адрес:
3575387, Российская Федерация, Ставропольский край г. Пятигорск ул. Адмиральского, 10-а

Телефон:
8(8793)98-20-90, 8(8793)98-27-53;

e-mail:
[email protected]

Советы логопеда

Рекомендации педагога-психолога

Рекомендации педагога - психолога родителям «Как помочь ребёнку преодолеть осеннюю хандру»

Как подготовить ребенка к посещению детского сада?

Кажется, ещё вчера ваш кроха только появился на свет, и вы умилялись его первыми достижениями. Но время летит незаметно, и вот маме уже пора выходить на работу, а это значит, что настало время и малышу пойти в своё первое образовательное учреждение – детский сад.  Как он будет там себя чувствовать, найдёт ли общий язык с воспитателями, появятся ли у него друзья, не будет ли часто болеть? Все эти вопросы естественны, ведь детский сад — это первое социальное общество для ребёнка, в котором он проведет 4- 5 лет своей жизни. Понравится ли ребенку в детском саду и будет ли он в дальнейшем ходить в него с удовольствием, а также как посещение садика повлияет на здоровье и развитие малыша, во многом зависит от успешной адаптации. Помочь ребенку быстро и легко адаптироваться в саду — основная задача не только воспитателей, но и родителей.

Вот несложные рекомендации, чему можно заранее научить ребёнка, о чём ему рассказать, и как подготовиться самим, чтобы сократить и облегчить период адаптации.
Во-первых, должны быть готовы сами родители. Прежде всего, психологически. Если вы в глубине души не уверены, что ребенку пора в сад или боитесь отдать его в незнакомую среду, адаптация малыша может оказаться болезненной. Дети чувствуют своих мам и заражаются их настроением, как никто другой. Поэтому, в первую очередь, будущему детсадовцу нужна ваша уверенность в том, что все будет хорошо, ваш позитивный настрой и оптимизм. Если такого вы в себе не наблюдаете – значит, анализируйте, по какими причинам решение отдать малыша в детский сад вам на самом деле не нравится.

Не лучшее время отдавать малыша в сад, если он переживает так называемый, кризис трех лет (который ещё называют — возраст строптивости). Это период в жизни ребенка, когда он впервые пытается отделить себя от родителей и хочет ощущать себя взрослым и самостоятельным. Проявляться кризис может по-разному, но основными симптомами являются: невыносимое упрямство, негативизм, своенравие и протесты. Отправляя малыша в сад в этот период, мы создаём для него дополнительные стрессовые ситуации.

Наиболее мягко адаптация к саду проходит у детей в возрасте 2 — 2,5 лет. Если не получилось отдать малыша в садик в это время, лучше дождаться, когда ему исполнится 3,5 — 4 года.

В связи с интенсивным развитием современного общества, сейчас наблюдается некоторая акселерация (ускоренное развитие) детей, в том числе и раннего возраста, которая связана с увеличением потока информации, которую получают наши дети, смотря телевизор, слушая радио, с самого раннего возраста путешествуя с родителями, к тому же их воспитанию родители уделяют гораздо больше внимания, чем раньше. Поэтому возрастные особенности развития детей несколько сместились, а значит, к проблеме детского сада нужно подходить индивидуально к каждому ребёнку.

Если ребёнок достаточно самостоятельный, тянется к общению со сверстниками, то и в детском саду ему будет хорошо. А если малыш, очень привязан к маме и не хочет оставаться ни с кем другим, отдавая его в детский сад без достаточной подготовки, можно вызвать у крохи сильный стресс, и процесс адаптации задержится на долгие месяцы, и может сопровождаться продолжительными болезнями.

Приучение ребенка к режиму. В детском саду ребенка ждет строгий распорядок: завтрак, занятия, обед, тихий час. Тем ребятам, у которых в семье также придерживаются определенного режима, будет проще адаптироваться. Однако и в том, и в ином случае лучше всего начать вводить в жизнь распорядок дня, наиболее приближенный к распорядку детского учреждения: ранний подъем, одно и то же время завтрака и обеда, тихий час. Большинство детей, особенно в возрасте до пяти лет, с удовольствием спят днем, однако если ваш ребенок не хочет спать, нужно дать привыкнуть ему к тому, что после обеда он будет просто тихо лежать какое-то время. К этому дети могут приспосабливаться долго, поэтому лучше запастись терпением и начинать заранее. В целом, к привыканию к определенному распорядку всегда требуется время. 
Главное — оставаться последовательными и не бросать следование режиму через неделю, а через две начиная опять. Тогда, начав ходить в детский сад, ребенок гораздо быстрее привыкнет к порядкам, заведенным там. Кроме того, ежедневное следование определенному плану, когда события идут в известной ребенку последовательности, успокаивает и снимает тревогу.
Бытовые навыки, самообслуживание. Самый лучший вариант — когда ребенок, поступающий в детский сад, умеет (пусть даже и не идеально) самостоятельно ходить в туалет, мыть руки, аккуратно кушать, одеваться и раздеваться (со сложными, тугими застежками и прочим обычно помогают воспитатели, однако натянуть шапку или штаны — это дело ребенка), убирать за собой игрушки, складывать аккуратно одежду. Не обладающих такими навыками детей воспитатели и нянечки обычно учат, но, во-первых, это тоже требует некоторого времени, в течение которого ребенок будет чувствовать себя некомфортно, а во-вторых, так ему будет гораздо сложнее сойтись с теми ребятами, которые уже все умеют и потому быстрее справляются с бытовыми проблемами... да и посмеяться могут над «неумехой».
Общение с другими ребятами. Очень хорошо, когда ребенок уже имеет опыт взаимодействия с другими детьми, пробовал знакомиться с ними, играть в совместные игры, обмениваться игрушками, ведь именно это станет для него актуальным при посещении детского сада. Если такого опыта нет, то за несколько месяцев можно начать водить ребенка в гости к друзьям и родственникам, имеющим детей дошкольного возраста, или приглашать к себе. Хорошо для этой цели подходят групповые развивающие занятия для самых маленьких, где ребенок помимо умственного и творческого развития учится общаться и взаимодействовать со своими сверстниками, пока без отрыва от мамы.
Слушаемся взрослых. Полезно будет показать ребёнку, что бывают ситуации, когда мамы нет, и надо слушаться другого взрослого, ведь с этим он тоже столкнется при посещении детсада. Можно заручиться поддержкой подруг, тети, любого человека, которому вы доверяете, но с которым ребенок контактировал мало, и оставить сына или дочь под их присмотром ненадолго (под предлогом похода в магазин, например). Помогает, опять же, посещение групп развития. Кроме того, здорово, если есть возможность познакомить ребёнка с его будущим воспитателем, чтобы в первые дни после начала посещения детского сада он уже не был «чужим» человеком.
Более легкой адаптации служит и позитивный настрой. Обсудите с ребёнком опыт старших братьев, сестер, знакомых, которые уже посещают детский садик, расскажите, что им там нравится. Почитайте вместе истории, стихи о детях-детсадовцах. Подбадривайте его: «Какой ты стал взрослый! Уже дорос до детского сада!». Рассказывайте ребёнку, как дети играют в саду, что они делают, как гуляют, что делает воспитатель — чем больше он будет знать, чего ожидать, тем спокойнее отнесется к новой обстановке. Важно: не обсуждайте свои тревоги по поводу детсада при ребенке! Он должен чувствовать, что вы спокойны за него и его пребывание в детском коллективе.
Иммунитет. Большую тревогу у родителей вызывает опасение, что ребёнок в детском саду начнет болеть. На первых порах это действительно почти неизбежно, однако, при наличии хорошего иммунитета, по мере адаптации к новой среде (в том числе — и к новым микробам) ребёнок болеть перестаёт, и даже становится менее восприимчивым к инфекции. Однако поднятием иммунитета надо обеспокоиться задолго, лучше всего — за год. Начинаем закаливать ребёнка. Не обязательно обливать ведром ледяной воды, но холодная вода на ладошки и ступни — это уже очень хорошо, как и разрешение бегать по квартире босиком, сон при открытой форточке и т.д. Лето — отличное время для закалки! Особенно за городом, где ребёнок целый день проводит на свежем воздухе, купается, играет в траве. 
Также необходимо обеспечить контакт с другими людьми — детьми и взрослыми. Пусть как можно больше контактирует со своими сверстниками! Он научится не болеть от «каждого чиха» своих друзей. Главное — не стараться растить ребёнка в «стерильных условиях», ведь таких никогда не будет за порогом дома, а маленькому организму нужно учиться справляться со всеми напастями.
Конечно, непростого периода адаптации к новой обстановке совсем не избежать. Однако его можно существенно облегчить, если ребёнок будет знать о том, что его ожидает, привыкнет к новым порядкам, научится необходимым навыкам. Тогда начало посещения детского сада не будет таким стрессом, а к «немного знакомому» приспособиться всегда легче, чем к «совсем неизвестному».

В каком возрасте лучше отдавать ребёнка в детский сад.

Психологи утверждают, что полностью готовым к посещению детского сада является ребенок, достигший 3-4 лет. До 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности в общении со сверстниками, В ЭТОТ ПЕРИОД СИЛЬНО ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ К МАТЕРИ И БЛИЗКИМ ЛЮДЯМ! Поэтому любой ребенок, а тем более, эмоционально чувствительный, которого отдают в ясли до 3-х лет, будет остро реагировать на разлуку с матерью, плакать и тосковать.

Летний отдых

КАК ПРОВЕСТИ ЛЕТНИЙ ОТДЫХ?

Наконец долгожданное лето наступило. Это самая подходящая пора для совместного отдыха родителей с детьми. Как его организовать?

Любому родителю приятно, когда его малыш здоров и весел, но ребенок сам не может организовать свой отдых и поэтому мы взрослые должны организовать активный отдых. Не стоит пренебрегать прогулкой на свежем воздухе. Ребенок должен гулять не менее 7 часов в сутки в летний период. Главное сделать прогулку ребенка интересной.

1.Игры с мячом «Прокати мяч по скамейке», «Прокати мяч между деревьев», «Догони мяч» (катить), «Лови мяч»;

2.«Пройди по следам». «Пробеги змейкой».

Как можно чаще выходите в лес, на реку, в поле, в парк. И никогда не забывайте о том, что ребенка надо научить общаться с природой, и ваш пример будет ему первым уроком. Лучшее место для отдыха - сосновые и лиственные леса, озера, реки. Аромат хвои и трав не только приятен, но и полезен. Хождение и бег босиком по траве - это массаж, полезны при плоскостопии, частых простудных заболеваний, хождение по траве вызывает положительные эмоции. (игры «Собери шишки», «Найди ягодку» и т.д.)

Куда бы вы ни отправились со своим маленьким человечком в отпуск, не забудьте собрать с собой небольшую аптечку, чтобы не оказаться застигнутыми врасплох.

Аптечка для ребенка:

  1. Бинт, лейкопластырь, вата;
  2. Зелёнка, перекись водорода;
  3. Средства от укусов насекомых и средства, применяемые после укусов противоаллергические средства;
  4. Средства от расстройства желудка (смекта, активированный уголь);
  5. Жаропонижающие в свечах или сиропе (нурофен);
  6. Капли от насморка (називин);
  7. Сироп от кашля (геделикс, лазолван);
  8. Глазные капли (альбуцид);
  9. Ушные капли (отипакс);
  10. Согревающая мазь для растирания;
  11. Солнцезащитные средства.

ХОРОШЕГО ВАМ ОТДЫХА!

Что делать, если укусил клещ?

Клещи являются переносчиками многих заболеваний, среди которых клещевой энцефалит, клещевой боррелиоз (болезнь Лайма), риккетсиозы и другие инфекции.
Обнаружили присосавшегося клеща - извлеките его как можно скорее!
Затягивать с удалением нельзя. Чем дольше клещ пьет кровь, тем больше инфекции попадет в организм. 

Удаление клеща
Если планируете сдать клеща на анализ, то желательно извлечь клеща живым и целым, как правило, принимают только таких. Чтобы избежать разрыва клеща, не тяните его резко. 
Клещей удобно удалять пинцетом. При этом клеща следует захватить как можно ближе к хоботку, затем аккуратно потянуть вверх, при этом вращая вокруг своей оси в удобную сторону. Обычно через 1-3 оборота клещ извлекается целиком вместе с хоботком.


Для удаления клещей существуют специальные приспособления.
Если под рукой нет ни пинцета, ни специального приспособления, то клеща можно просто обхватить кусочком бинта, марли или ваты и действовать, как описано выше.
Существует метод удаления клеща ниткой. Для этого прочную нить завязывают в узел как можно ближе к хоботку клеща, затем скручивают её в одном направлении, при этом немного подтягивая вверх. Этот метод не всегда удобен, особенно для самостоятельного удаления и извлечения клещей у животных.

Если клещ присосался в неудобном для его извлечения месте, а вам никто не может помочь, удалите его, как сможете, даже если он порвется, это лучше, чем тратить длительное время на поиски помощи. 
Если при извлечении клеща оторвалась его головка или её часть, это не страшно, однако стоит учесть, что оставшиеся в коже частички клеща могут вызвать воспаление или нагноение. Также при отрыве головки процесс инфицирования может продолжаться.
Головка, оставшаяся в коже, имеет вид черной точки. Место присасывания клеща протирают ватой, смоченной спиртом, а затем удаляют оставшиеся в коже части клеща стерильной иглой (например, прокаленной на огне) так, как вы удаляете обычную занозу.
Клеща не нужно мазать маслом или еще чем-либо. Даже если клещ вылезет сам, вы потеряете время, ведь физическое удаление пройдет быстрее. Кроме того, такого клеща у вас могут не принять на анализ.
После удаления клеща кожу в месте его присасывания обрабатывают настойкой йода или спиртом, наложения повязки не требуется.

Чем грозит укус клеща?
Даже если укус клеща был кратковременным, риск заражения клещевыми инфекциями не исключается.
Клещ может являться источником довольно большого количества заболеваний, поэтому удалив клеща, сохраните его для исследования на зараженность клещевыми инфекциями (клещевой энцефалитклещевой боррелиоз (болезнь Лайма), если есть возможность и на другие инфекции), обычно это можно сделать в инфекционной больнице, на нашем сайте для ряда городов есть адреса лабораторий.
Клеща следует поместить в небольшой стеклянный флакон вместе с кусочком ваты, слегка смоченным водой. Обязательно закройте флакон плотной крышкой и храните его в холодильнике. Для микроскопической диагностики клеща нужно доставить в лабораторию живым. Для ПЦР-диагностики пригодны даже отдельные фрагменты клеща. Однако последний метод не имеет широкого распространения даже в крупных городах.
Нужно понимать, что наличие инфекции у клеща еще не значит, что заболеет человек. Анализ клеща нужен для спокойствия в случае отрицательного результата и бдительности - в случае положительного.)

Отдых около водоемов

Если вы отдыхаете на реке, не держите постоянно ребенка в воде, это может привести к охлаждению организма и к отрицательным эмоциям. Ребенок может находиться в воде 5-10 минут (игра «Достань камушек со дна»). Купание в воде способствует формированию правильной осанки. Если малыш боится воды, не следует заставлять его купаться. Такого ребенка надо приучать к воде постепенно, через игры «Рыбка плывет», «Потрогай рыбку», «Бросай камушки в водичку»; до тех пор, пока он не поверит в свои силы и сам не захочет войти в воду. После купания его надо вытереть махровым полотенцем, сменить трусики на сухие и увести в тень, во избежание солнечного удара (перегрева).

Родителям детей с хроническими заболеваниями перед поездкой следует посоветоваться с врачом и определить те климатические зоны, которые наиболее благоприятны для малыша и будут способствовать улучшению его здоровья.

Наблюдения педиатров показывают, что поездка к южному морю в летние месяцы, особенно на короткий период, требует большой перестройки детского организма. У ослабленных и больных хроническими заболеваниями акклиматизация проходит длительно и иногда приводит к обострению болезни.

Ребенку раннего и дошкольного возраста лучше отдыхать в привычном климате.

Поездка на дачу

    Например, вы едете на машине или автобусе. За час- полтора до выезда ребенку нужно дать легкий завтрак, например, кашу (или омлет), сок (или чай) (плотно завтракать не стоит, но и бутерброд – не завтрак). С собой взять питье, немного сухого печенья или сухариков, мятных леденцов. Машину нужно в пути проветривать. Если малыш побледнел, стал зевать, надо остановиться и выйти на свежий воздух.

   На дачном участке необходимо оборудовать место для отдыха и занятий спортом.

  На даче всегда должны быть настольно-печатные игры, комплект изобразительных средств (фломастеры, краски, карандаши), бумага, пластилин, клей, с помощью которых можно разнообразить совместную деятельность.

   Чтобы отдых на даче имел не только оздоровительное, но и познавательное и воспитательное воздействие, родители должны продумать некоторые общественно значимые обязанности для детей. Так, малышу можно поручить «персональную» грядку, куст, деревце, за которым он будет ухаживать в течение всего сезона – от посадки до сбора урожая.

   Вместе со взрослыми дети могут изготовить календарь природы и вести наблюдения за ее изменениями.

Время, проведенное на природе, дает ребенку возможность живьем увидеть то, что раньше он видел только на картинках. Бабочки, лягушки, ящерицы, пауки, стрекозы, пчелы, куры, коровы... Знакомство с разнообразной живностью существенно расширит кругозор малыша.

На даче можно играть в игры, о которых в городе вы даже и не помышляли. Можно набрать бассейн с водой, в котором ребенок будет купать игрушки и плескаться. Можно поливать из лейки садовые цветы. Можно прыгать и бегать, сколько душе угодно. Одним словом, на даче можно придумать великое множество занятий, которые увлекут малыша и будут способствовать его развитию.

Не надо забывать о ягодах и фруктах, растущих на даче. С одной стороны, они являются источником витаминов, а, с другой, - источником открытий, которые сделает для себя ребенок, впервые оказавшись на природе. Малышу будет интересно узнать, что ягоды и фрукты берутся не только из магазина. В зависимости от возраста ребенка ягоды и фрукты можно давать в свежем виде или подвергать их термической обработке, то есть готовить и пюре.

Из такого отпуска ребенок вернется с багажом новых знаний и массой впечатлений.

Водные процедуры

Самое лучшее время для купания – с 9 до 11 часов. Купаться натощак и раньше, чем через 1-1,5 часа после еды, не следует. Ребенок не должен входить в воду разгоряченным или озябшим. После купания его нужно быстро вытереть и переодеть в сухую одежду.

   Летом малыш почти весь день проводит на свежем воздухе, играет в подвижные игры, катается на велосипеде, купается. Повышенные энергозатраты и закаливающие мероприятия активизируют обмен веществ. Ребенок интенсивно растет и прибавляет в весе. Вследствие этого у него увеличивается потребность в пище, содержащей повышенное количество белка, витаминов и минеральных веществ.

   Вместе с тем в жару снижается выработка пищеварительных ферментов, необходимых для полноценного усвоения пищи. Улучшению пищеварения способствуют кисломолочные продукты, содержащие бифидо- и лактобактерии.

Режим питания в летний период

В жаркое время обед и полдник можно поменять местами. Первый завтрак с 7.00 до 7.30 часов. В это время аппетит у ребенка хороший, и он с удовольствием съедает калорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром из овощей или зелени…

Второй завтрак – в 11 часов: кефир или йогурт, булочка, фрукты.

Обед переносится на 13.00 - 14.00 часов в зависимости от времени дневного сна по возрастному режиму. После сна, умывания или водной процедуры ребенок с аппетитом съест обет из четырех блюд.

Ужин обычно дают в 18.00 часов. Во избежание   мочегонного эффекта на ужин не стоит давать свежие яблоки и капусту.

Если из-за продолжительного светового дня ребенок ложится спать позже, то на ночь можно предложить ему биойогурт, простоквашу или кефир с сухариком или хлебом

Отдых на море

Лучшее время для получения солнечных ванн – раннее утро. Купание в море для большинства детей связано с приятными ощущениями. Однако некоторые дошкольники испытывают страх и отказываются даже войти в море. Лучше предоставить малышу самому определить, когда и при каких условиях он сделает первый шаг в воду. А помогут ему плавающие игрушки, ласковый голос мамы, игры на небольшой глубине. Родители должны рассказать детям о правилах безопасного поведения на море.

   Чтобы времяпрепровождение на пляже было содержательным и веселым, можно организовать совместные игры детей и родителей. Игры «Летающая тарелка», «Салки», «Море волнуется» и т. п. Игры можно проводить и на берегу, и на мелководье.

   Вечер у моря – прекрасное время для занятий изобразительной деятельностью. Расположившись всей семьей в живописном месте, можно научить малыша видеть прекрасное и создавать красоту своими руками. Для этого нужно прихватить с собой альбом и краски. Или просто посидеть на закате и помечтать. Или устроить песенный конкурс или конкурс на самую фантастическую историю.

Back to Top